Как побеждать
в кризис?

Первую подборку цикла
«Как побеждать в кризис» мы начинаем с темы «Работайте над собой».
Ярослав Глазунов
В 1968 году Лоуренс Питер сформулировал принцип, который носит его имя: "В иерархических организациях каждый индивидуум имеет тенденцию подняться до уровня своей некомпетентности". Иными словами, если человек успешно справляется со своими обязанностями, он повышается в должности до тех пор, пока не займёт место, на котором он окажется не в состоянии справиться со своими обязанностями, то есть окажется некомпетентным. Но обратно понизить его, как правило, уже нельзя. Поэтому там он и остается, хотя с обязанностями своими по-прежнему справиться не в состоянии.

Если в организации присутствует достаточное количество сотрудников, еще не достигших своего уровня некомпетентности, в режиме нормального функционирования она остается работоспособной. Но ситуация резко меняется, когда возникает кризисная ситуация, где решение нужно принимать быстро, и делать это должен руководитель. Если он находится на уровне своей некомпетентности - происходит катастрофа...

Почему же руководители не стремятся повысить свой уровень компетентности? Тут в дело вступает еще один принцип, сформулированный тем же автором, — принцип компетентности, который гласит: чтобы избегать ошибок, надо набираться опыта. Но, чтобы набираться опыта, надо делать ошибки. Получая повышение по службе, человек поднимается с одного уровня компетентности на другой, более высокий. Занимаемая должность в иерархии организации становится все выше, а желание делать ошибки, чтобы набраться нового опыта, — все меньше. Соответственно, многие руководители, достигшие предела своей некомпетентности, склонны подменять реальную работу ее имитацией.

Нарушить закон Питера и прыгнуть выше головы можно. Однако для этого нужна постоянная и сознательная работа над собой, расширяющая зону персональной компетентности. Именно она составляет первый шаг на пути к превращению в СЕО, способного побеждать в любые времена.
итак:
1. Как победить прокрастинацию?
Для большинства людей именно привычка откладывать все на потом является главным камнем преткновения на пути к успешной карьере. Способы борьбы с прокрастинацией у каждого свои. Наиболее оригинально к задаче подошел Тим Урбан, блогер и сооснователь сайта waitbutwhy.com
Календарь жизни
Другой прием от Тима Урбана, помогающий определиться с жизненными приоритетами и побудить себя к действиям - «календарь жизни».
Все мы пользуемся календарями - они помогают планировать дела, расставлять приоритеты, помнить важные даты... Но большинство из них имеет существенный недостаток - они охватывают лишь один из отрезков нашей жизни - день, неделю, месяц, год, но не позволяют взглянуть на нашу жизнь целиком. Между тем, умение видеть отдаленную перспективу является исключительно важным для тех, кто хочет добиться успеха. Без жестких дедлайнов дела имеют тенденцию оставаться невыполненными, а планы - нереализованными. И чем они ближе, тем больше усилий мы в них вкладываем. Но в нашей жизни уже есть один такой дедлайн, в самом буквальном смысле - время, отпущенное нам, конечно. Календарь, который предложил Тим Урбан, помогает помнить об этом. Здесь представлена жизнь человека продолжительностью 90 лет. Возможно, вы проживете куда больше ста, но тут важен сам принцип. Каждая клетка - это одна неделя вашей жизни. Закрасьте те клетки, которые вы уже прожили, если хотите - отметьте важные вехи вашей жизни - окончание института, брак, новая работа, рождение детей и т.д. Подумайте о том, как вы тратили остальное время и о том, сколько его еще осталось. Возможно, тогда вам станет легче понять, чем следует заполнить очередной квадратик.

"Ваша жизнь в неделях" Тим Урбан (англ).

Перевод на русский
2. Что делать?
Большинство людей считает, что для перехода на новую ступень нужно совершить огромный скачок, сделать что-то заметное. Я верю в противоположную концепцию, которую можно назвать
концепцией мини-шагов.
Улучшение себя на один процент каждый день со временем приводит к феноменальным результатам — для меня это основа отстройки лучшей версии себя. То, что в целом кажется незначительным и незаметным, ведет к победе над собой и к созданию лучшего себя. Приведу личный пример — одна из составляющих моей работы над собой — это получение новых знаний, и чтение книг является большим источником для этого. При моей занятости я могу выделить на чтение 20 минут в день. С одной стороны, это почти ничего. А с другой — именно эти 20 минут в день дают мне две прочитанные книги в месяц. Добавьте сюда выходные дни и чтение в перелетах, и вот у уже порядка 40 книг в год. Но что было бы, если бы я закрыл для себя эту возможность, ссылаясь на кажущуюся незначительность этих 20 минут? Получается, нет 20 минут в день — нет 40 книг в год, а следовательно, нет интенсивной тренировки для мозга и интеллектуального саморазвития. Подробнее ...

Постоянство, с которым мы что-то делаем, определяет все — в том числе успех маленьких шагов, о которых говорится выше. Ежедневно улучшая себя на один процент, приближаешься к лучшей версии себя — изо дня в день, регулярно выполняя необходимые действия-ритуалы. Как насчет того, чтобы приучить себя каждый вечер извлекать пять самых ценных вещей из прожитого дня?

Когда перед сном вы будете думать о пяти самых ценных вещах дня и говорить себе: «Я ответственный за то, как расходую 24 часа в сутки», станет легче убрать из жизни отвлекающие факторы: социальные сети, болтовню с коллегами, перекуры и чаепития, и сфокусироваться на вещах, которые вызовут в конце дня улыбку на вашем лице и гордость за достижение и цельно проведенный день.
3. Как выработать привычку работать над собой?
"Ничто на свете не заменит упорства. Её не заменит талант — нет ничего банальнее талантливого неудачника. Её не заменит гениальность — непризнанный гений уже стал притчей во языцех. Её не заменит хорошее образование — мир полон образованных изгоев. Лишь настойчивость и упорство всемогущи".
Калвин Кулидж, 30-ый президент США
Максвелл Малц
Как гласит старая шутка - "Бросить курить легко. Я знаю на собственном опыте - я бросал много раз". Большая часть людей не испытывает особых проблем с тем, чтобы начать менять свою жизнь. Проблема в том, что девять из десяти сходят с дистанции слишком рано. Сколько же времени надо продержаться, чтобы привычка стала второй натурой?

Американский пластический хирург и писатель Максвелл Малц утверждал, что для формирования устойчивой привычки необходим 21 день - именно столько, по его подсчетам, его клиенты привыкали к своей новой внешности. С его легкой руки именно эта цифра гуляет теперь по просторам интернета. Мэтт Каттс - один из ведущих инженеров-разработчиков компании Google, считает, что достаточно 30 дней.
Советов по выработке полезных привычек существует множество, но все они, по сути, сводятся к простым правилам:
1
Фокус
Не пытайтесь изменить сразу все. Выберите одну цель и сосредоточьте на ней все усилия. И начинать лучше всего не с того, в чем вы видите максимальную ценность, а с направления, в котором вы видите наибольшие шансы на успех.
2
Упорство
Следовать выбранному курсу нужно неуклонно. Привычка не формируется сама - это делаете вы, и не интенсивностью, а повторяемостью. Интенсивность новых нагрузок можно повышать постепенно, но их частоту вы должны выдерживать неизменно.
3
Постепенность
Мозг - очень энергозатратный орган, и эволюция приучила его экономить ее всеми способами. Именно поэтому он отчаянно сопротивляется любым отклонениям от привычного порядка вещей, особенно таким, которые влекут за собой дополнительную трату энергии. И да, он может быть очень изобретателен в придумывании оправданий и отговорок. Но его можно обмануть, наращивая усилия постепенно. Как мы писали выше - одного процента в день достаточно. Но - каждый день!
4
Триггеры
В психологии так называют события или действия - ритуалы, которые запускают определенные "запрограммированные" реакции. Триггеры являются важным компонентом формирования привычек и зависимостей. Но хорошая новость в том, что их можно (и нужно) использовать для выработки позитивных изменений и закрепления результатов. Заведите свои ритуалы, и выполняйте их каждый раз перед тем, как собираетесь сделать нужное действие.
5
Замещение
Лучший способ справиться с плохой привычкой - заменить ее на другую. Особенно хорошо этот способ работает, когда речь идет о схожих действиях. Не можете оторваться от чтения новостной ленты в телефоне? Замените это чтением книг. Звучит просто, но это работает - во-первых, новая привычка помогает справиться с неприятными ощущениями от утраты старой, во-вторых заменяя плохое хорошим мы нагляднее чувствуем прогресс и мотивируемся на продолжение.
6
Компания
Ваше окружение играет очень большую, хоть и не всегда осознаваемую роль в формировании и эволюции вашей личности. Настолько, что иногда перемены стоит начинать именно со смены окружения. Но даже если не прибегать к радикальным мерам, будет здорово, если рядом с вами будут люди, которые будет поддерживать и подбадривать вас в ваших начинаниях - близкие, друзья, коллеги. И читатели этой рассылки, разумеется!
4. Какие привычки отличают победителей?
Чтение книг
Ярослав Глазунов: Для меня на одном из первых мест стоит регулярное чтение книг. Говорят, 80% успешных людей посвящают не менее 30 минут в день для чтения. Увы, при своей занятости, я не могу себе позволить более 20 минут, но постоянство привычки тут важнее объема.
Много читая, вы начинаете разбираться в источниках риска. Управление рисками в вашей компании должно быть регулярным. Вам необходима дисциплина для обнаружения сигналов опасности, а также механизмы принятия соответствующих мер. Используйте СМИ всего мира для сбора информации о критически важных для вас темах. Читайте как можно больше: журналы, газеты, новости в Сети или в других источниках. Лидеры должны постоянно искать сюрпризы и аномалии! Наблюдайте за общественной жизнью: пристальное внимание к тому, как общество меняется, обязательно поможет обнаружить важную информацию.
Небольшая подборка книг по теме
Выход за пределы традиционного круга общения
На второе место я бы поставил привычку регулярно встречаться с новыми людьми, находящимися за пределами вашего привычного круга делового общения. Дело не в банальном нетворкинге, хотя практика показывает, что наиболее прорывные идеи и громкие истории успеха случаются на стыке сфер человеческой деятельности и зачастую нельзя угадать, насколько полезным может оказаться для тебя новое знакомство. Главная ценность этой привычки в другом. Лучший способ избавляться от стереотипов и расширять границы своего восприятия мира - это смотреть на него глазами других.
5. Практика:
"Упражнение даёт больше, чем хорошее природное дарование."
Протагор, древнегреческий философ
Какие привычки вы считаете наиболее важными для успешного лидера?
У вас уже есть опыт работы над собой? Поделитесь своей историей
Лучшие истории мы опубликуем на сайте.
Поделитесь своей историей
Как вас зовут
Как с вами связаться
Если вы хотите начать работу над тем, чтобы стать лучшей версией себя, воспользуйтесь этой короткой инструкцией
Работайте над собой: с чего начать
1
Оглянитесь назад
Скачайте и заполните свой "Календарь жизни"(удобный онлайн-генератор здесь). Отметьте на нем десять наиболее важных событий вашей жизни - тех, которые оказали наибольшее влияние на то, какой(ая) вы есть сейчас.

Возьмите лист бумаги и ответьте себе на следующие вопросы:
О чем вы мечтали в каждый из этих моментов, какие цели ставили перед собой? Удалось ли вам их достичь? Каков процент реализованных/нереализованных целей и как он менялся со временем?Довольны ли вы тем, как вы использовали свое время?
2
Сосредоточьтесь на текущем моменте
Опишите свой обычный день. Постарайтесь вспомнить и записать все повседневные дела, ритуалы, привычки, положительные и отрицательные. Подсчитайте:
Сколько времени вы тратите на каждое из них?
Сколько времени вы хотели бы на них тратить?
Какой ресурс свободного времени остается в вашем распоряжении?
3
Посмотрите на себя
Запишите ответы на вопросы:
Что в образе ваших действий хорошо: дает вам силу, вдохновение, приближает к достижению целей?
А что плохо: отнимает энергию, увеличивает хаос, раздражает и разочаровывает?
Где вы видите наибольший потенциал для положительных изменений?
4
Сформулируйте цель
Проанализируйте все ваши записи. Оцените ваш ресурс времени, выберите наиболее перспективные направления его приложения и определите для себя - что вы хотите изменить в себе за эти две недели?
То от чего хотели бы избавиться?
Какой полезный навык хотели бы приобрести?

5
Действуйте
И в конце каждого дня записывайте ответ на вопрос:
Что вы сделали для того, чтобы стать лучшей версией себя?
Есть интересные кейсы? Поучительные истории, вопросы, предложения? Присылайте их сюда
До встречи через две недели!
Еще не подписались?
Рассылка «Как побеждать в кризис»